Президент России Владимир Путин во всеуслышание поддержал внешнеполитическую инициативу Беларуси по формированию многополярного мира — разработке Хартии многополярности и многообразия в XXI веке. О подобном — программном — документе глава МИД нашей страны Сергей Алейник говорил еще в прошлом году на международной конференции высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире». В эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио» заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Олег Гайдукевич проанализировал, почему Беларусь на мировой геополитической арене задается такими глобальными вопросами.
— Потому что мы суверенная страна, это наша самая главная ценность, — напоминает Олег Гайдукевич. — Мы независимы, поэтому думаем о правильных вещах. Вот Литва независимой не является, поэтому ее президент все время думает о войне. Ему хочется воевать, сесть на танк, стрелять… Он хочет свою страну уничтожить. Мы же хотим мира. Мы понимаем свою ответственность. Мы живем в Европе, нам не надо, чтобы здесь полыхала война, ведь она затрагивает и нас. Поэтому мы хотим, чтобы везде было хорошо и спокойно.
Олег Гайдукевич напомнил, что Беларусь и сама неоднократно проходила через войны, в которых потеряла достаточно большое количество людей, а наши прадеды, деды отдали многое, чтобы жить в мире.
— Неужели мы не должны отстаивать это наследие? — задается вопросом парламентарий. — И, кстати, наша инициатива не первая. Я вспоминаю слова нашего Президента о Хельсинки, которые он сказал задолго до конфликта в Украине. Он предвидел то, что будет происходить. Он видел, куда катится мир. Он видел это и в 1999 году. Когда бомбили Югославию, он полетел туда и не побоялся. И там, сойдя с трапа самолета, говорил о том, что уничтожают международное право. Он видел это, когда они вторгались в Ирак, когда в Ливии разорвали Каддафи. Просто убили. Уничтожили. Истязали раненого. Молчало полмира, а он об этом говорил и тогда: «Вы что творите? Вы же потом это все получите назад». Поэтому мы всегда выступали за многополярный, справедливый мир, живущий по закону. Больше нам ничего не надо: ни территории чужие, ни ресурсы. Мы никогда ни у кого ничего не воровали. Мы не воры, как Запад. Мы созидаем.
Не преминул Олег Гайдукевич напомнить и о саммите «нормандской четверки» по урегулированию кризиса в Украине, который как раз таки проходил в Минске:
— И сейчас Минск остается лучшим местом для переговоров России и Украины. Это было бы правильно с точки зрения геополитики. Почему?
Мы — соседи, мы заинтересованы в мире. У нас хороший бэкграунд: мы не развязали ни одного конфликта, и весь мир об этом знает. Кому белорусы хоть раз угрожали? Мы ведь по сути самая мирная страна. И еще один важный момент: на нас никто не сможет надавить. Но пускай переговоры начнутся хоть где‑то. Только по‑настоящему. А мы сделаем все, что от нас зависит. Мы знаем, что наш Президент говорит о мире не на словах, а на деле. Это доказано годами.